Протвино. Новости

Яндекс.Погода

понедельник, 24 сентября

ясно+6 °C

Онлайн трансляция

Рекомендации Общественной палаты Российской Федерации по итогам круглого стола на тему: «Состояние и профилактика преступности среди несовершеннолетних»

13 сент. 2018 г., 17:46

Просмотры: 53


Общественной палатой РФ (далее – Общественная палата) по инициативе Комиссии Общественной палаты по безопасности и взаимодействию с ОНК проведен круглый стол на тему: «Состояние и профилактика преступности среди несовершеннолетних» (далее – круглый стол, мероприятие).

В круглом столе приняли участие члены Общественной палаты и общественных палат субъектов РФ, представители Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Министерства внутренних дел РФ, Министерства образования и науки РФ, Федерального агентства по делам молодежи, Уполномоченного по правам человека в РФ, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, научных организаций, общественных и религиозных организаций.

Открывая круглый стол, модератор отметил, что тема, составляющая предмет рассмотрения на данном мероприятии, является продолжением обсуждения, состоявшегося в Общественной палате 18 октября 2017 года в рамках круглого стола на тему: «Состояние преступности среди молодежи и меры профилактики», на котором было принято решение о проведении серии мероприятий в целях комплексной оценки проблем в сфере преступности в молодежной среде.[1]

Актуальность выбранной для обсуждения на круглом столе темы, по мнению участников, обусловлена, в первую очередь, высоким уровнем преступности среди несовершеннолетних лиц. В частности, отмечено, что в 2017 году несовершеннолетними от 14 до 18 лет включительно совершено более 45 тысяч преступлений.

Также участники мероприятия не оставили без внимания произошедшие в начале с.г. в городах Перми, Челябинске и Улан–Удэ трагические события, связанные с подростковым насилием, свидетельствующие о комплексных проблемах, решение которых предстоит государству.

В то же время, как отметили участники круглого стола, фиксируется снижение количества преступлений, совершаемых этой категорией лиц, на 15,7 %, что свидетельствует об эффективности деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданных в субъектах Российской Федерации, и ряда других органов (учреждений), являющихся участниками системы профилактики преступлений, совершаемых несовершеннолетними.

Однако при организации работы по пресечению и профилактике правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, по мнению участников мероприятия, необходимо учитывать динамику и характер развития социальных процессов в обществе, которые могут повлиять на увеличение удельной доли таких преступлений. В связи с этим целесообразно наряду с применяемыми в настоящее время подходами в организации системы пресечения преступности и учета преступлений, совершаемых несовершеннолетними, выработать принципиально новые, отвечающие современным вызовам, алгоритмы, обеспечивающие эффективность профилактических мер.

При определении повестки и векторов исследования и обсуждения в рамках круглого стола участники обратили внимание на то, что преступность несовершеннолетних следует рассматривать как систему правонарушений, эффективная система противодействия которым на данном этапе не создана.

Несовершеннолетние являются активными участниками жизни общества и государства и как лица, наиболее подверженные воздействию внешних факторов на генезис их личности ввиду несформировавшихся (либо характеризующихся гибкостью) мировоззренческих и поведенческих установок, возрастных особенностей пубертатного периода, инстинктивного поиска (приверженности) авторитетного менторского начала при выборе линии мышления, поведения, испытывают серьезное влияние различных субъектов, в том числе деструктивно нацеленных и преследующих собственный интерес посредством использования подросткового ресурса.

Так, в последнее время наблюдается тенденция вовлечения несовершеннолетних лиц в экстремистскую, террористическую и иную противозаконную деятельность, протестные акции деструктивного характера.

В связи с этим участниками круглого стола большое внимание уделено обсуждению проблем, связанных с влиянием на несовершеннолетних технологий и инструментов массмедиа, роли средств массовой информации (далее – СМИ), других источников информации, в частности, сайтов в информационно–телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»), на сознание и формирование поведенческих установок несовершеннолетних. Данная проблема представляется участникам особенно острой в связи с распространением в сети «Интернет» сайтов субкультур, ориентированных на внедрение в повседневную жизнь стиля общения уголовного мира, других сайтов антисоциальной направленности, транслированием через СМИ материалов, содержащих сцены либо призывы к проявлению жестокости.

В связи с этим представляется необходимым формировать в СМИ симметричный объем социальной антирекламы и наполнять эфиры теле– и радиовещания материалами, создающими предпосылки к формированию позитивной законопослушной модели поведения у поколения несовершеннолетних.

При этом участники круглого стола обратили внимание на такой элемент саморегулирования СМИ, как советы по этике, представленные в различных организационных формах во многих странах мира. По разным экспертным оценкам, в мире сегодня действует от 54 до 82 советов по прессе. Совет по прессе, как правило, представляет собой орган, состоящий из журналистов, владельцев (учредителей) СМИ и представителей общественности, который рассматривает общественные жалобы на СМИ. Примером успешной реализации модели совета может явиться Комиссия по стандартам теле– и радиовещания (Broadcasting standards commission), Великобритания, которая занимается регулированием деятельности как государственных, так и частных теле– и радиокомпаний. Финансирование деятельности Комиссии осуществляется частично Правительством Великобритании за счет бюджетных средств и непосредственно телерадиокомпаниями за счет собственных и иных привлеченных средств. В состав рабочей группы Комиссии входят 5 человек. Они занимаются выработкой основных правил вещания, а также, разбирательством поступивших от зрителей жалоб. Одной из основных задач Комиссии является ограничение вещания в телевизионном и радиоэфире насилия и другого рода материалов, не предназначенных для публичного вещания. Информация о деятельности Комиссии публикуется в ежемесячном отчете. Отчет о результатах своей деятельности Комиссия представляет в Парламент Соединенного Королевства.

В Российской Федерации действует ряд подобных совещательных организаций. В частности, Общественная коллегия по жалобам на прессу создана по информации, размещенной на официальном сайте организации[2], в 2005 году неофициальным соглашением между более чем 80 СМИ и немедийными неправительственными организациями для осуществления функций третейского суда. Коллегия рассматривает жалобы аудитории СМИ на нарушение профессиональной этики журналиста и медиаэтики. Однако, по мнению участников мероприятия, деятельность Общественной коллегии по жалобам на прессу не может быть признана достаточной и эффективной для целей противодействия деструктивному влиянию СМИ на несовершеннолетних.

В связи с этим участники круглого стола обратили внимание на необходимость объединения ведущих российских СМИ в независимые саморегулируемые союзы в целях анализа влияния продуктов и контента, производимых массмедиа, на поведение несовершеннолетних, принятие ими решений о намерении совершения преступления, правонарушения либо иного антиобщественного действия, а также рассмотрения жалоб потребителей контента на материалы (информацию), имеющие деструктивную направленность и способные оказать пагубное влияние на психическое и когнитивное развитие несовершеннолетних. Такие независимые структуры целесообразно формировать при участии профессионального сообщества журналистов и специалистов в области информационных технологий, представителей федеральных органов исполнительной власти и учреждений, а также объединений потребителей контента, родительского сообщества. По мнению участников мероприятия, такая структура должна быть двухуровневой, обеспечивающей выработку единых концептуальных подходов на федеральном уровне и рассмотрение проблем конкретных субъектов Российской Федерации, имеющих индивидуальные особенности.

При обсуждении вопросов, связанных с влиянием информационного контента на поведение несовершеннолетних лиц, участники круглого стола также обратили внимание на факты несвоевременного реагирования уполномоченными контрольно–надзорными органами на появление в сети «Интернет» сайтов (либо отдельных публикаций (материалов) с деструктивно настроенным наполнением). В качестве примера указаны информационные ресурсы:

– субкультур, ориентированных на внедрение в повседневную жизнь стиля общения и законов уголовного мира – так называемых «АУЕ» (Арестанский Устав Един – аббревиатура происходит из тюремного жаргона. Движение АУЕ провозглашает равенство всех перед единым тюремным законом, когда заключенные живут по принципу так называемого «общака», что подразумевает разделение денег, имущества и передачу с воли поровну для всех участников сообщества);

– асоциальной направленности, посвященные тематике серийных убийств и маньяков, в которых размещаются соответствующие записи о тяжких преступлениях и лицах, их совершивших. При этом отмечается тенденция к «романтизации» и приданию данным деяниям героического информационного фона;

– направленные на навязывание мысли об отсутствии смысла жизни, суициде и т.д. (нацелены на формирование общего депрессивно–(ауто) агрессивного фона, направленного на вовлечение новых несовершеннолетних участников);

– так называемых «Колумбайнеров» – подражателей американских подростков Эрика Харриса и Дилана Клиболда, которые 20 апреля 1999 года устроили стрельбу в школе «Колумбайн» (штат Колорадо). Жертвами преступлений стали 13 человек. «Колумбайнеры» – это лица (почти все школьники), незаслуженно обиженные обществом, подверженные насмешкам и травле, вынужденные молча терпеть, не в состоянии изменить ситуацию, но имеющие желания отомстить;

– и проч.

В целях обеспечения защиты несовершеннолетних от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, отмечена необходимость обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних, консолидации и активизации деятельности уполномоченных органов власти в рамках государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в целях минимизации рисков, связанных с причинением информацией вреда здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию несовершеннолетних.

Продолжая обсуждение, участники мероприятия отметили, что преступность несовершеннолетних как социальная проблема продолжает оставаться в центре внимания. Несовершеннолетние лица наиболее подвержены отрицательным влияниям социальной среды, что может стать результатом возникновения криминогенных особенностей психики несовершеннолетних правонарушителей. В большинстве случаев преступления совершаются несовершеннолетними в группах, а также с участием взрослых лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий.

Вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений обладает повышенной опасностью, поскольку расширяет круг несовершеннолетних преступников, оказывает воздействие на возникновение и развитие психогенных аномалий, нарушает нормальное духовное и физическое развитие несовершеннолетних.

Для эффективной деятельности по предупреждению преступлений несовершеннолетних, по мнению участников круглого стола, необходимо постоянно совершенствовать меры общей и индивидуальной профилактики преступности несовершеннолетних.

Анализ данных о социально–демографических и личностных характеристиках несовершеннолетних, совершавших антиобщественные действия, свидетельствует о том, что большинство из них – выходцы из неблагополучных семей, отстающие в учебе.

Участники мероприятия отмечают, что в настоящее время отсутствует организованная эффективная работа с трудными подростками, системность в работе общественных и образовательных организаций в данной сфере, наряду с этим пристального внимания требуют вопросы, связанные с семейным насилием и жестоким обращением с ребенком.

Участники круглого стола выявили основные социальные и правовые причины преступности в рассматриваемой сфере, среди которых особо выделены:

– ухудшение условий семейного воспитания детей;

– рост числа неблагополучных и малообеспеченных семей;

– недостаточное количество общественных организаций, целью которых было бы оказание социальной и психологической помощи несовершеннолетним лицам и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, низка активность таких организаций;

– недостаточная эффективность работы организаций для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при исполнении поставленных перед ними задач по воспитанию несовершеннолетних, пребывающих в таких организациях;

– несовершенство существующей системы назначения и исполнения наказаний;

– отсутствие достаточной материальной обеспеченности проводимых профилактических мероприятий;

– недостаточное количество или недоступность досуговых центров и мест отдыха.

В ходе обсуждения участники круглого стола пришли к выводу, что основой профилактики преступлений несовершеннолетних являются крепкая семья и школа.

Несмотря на то, что в настоящее время во многих образовательных организациях создаются программы по профилактике и предупреждению преступлений и правонарушений среди обучающихся, отмечена необходимость в совершенствовании и развитии данных программ, а также в более качественной подготовке педагогических кадров.

В рамах данного направления в качестве приоритетных определяются следующие задачи:

– объединение педагогических работников, работников социальных служб, полиции, различных специалистов и гражданского общества для решения проблем в рассматриваемой сфере;

– развитие сотрудничества между учреждениями культуры и отдыха, библиотечными организациями, общественными центрами;

– реализация развивающих программ разрешения конфликтов для учащихся на всех этапах обучения;

– реализация мероприятий, направленных на повышение ценности личности и гражданской ответственности;

– повышение правосознания, правовой культуры и уровня знаний обучающихся об их правах, обязанностях, причинах и последствиях правонарушений;

– вовлечение подростков в общественно полезную деятельность, а также увеличение доли их охвата услугами дополнительного образования, посещаемости кружков, спортивных секций и т.д.

Участники круглого стола обратили внимание на то, что на молодежных площадках нередко ведется работа лишь с узкой категорией детей, которые проявили свои талант, способности, тогда как остается без внимания значительная часть подростков, которые в силу социально–экономических и иных обстоятельств не имеют возможности проявить себя.

При подготовке настоящих рекомендаций проанализированы ответы государственных органов, поступившие к рекомендациям Общественной палаты по итогам круглого стола на тему: «Состояние преступности среди молодежи и меры профилактики»[3]. Информация, представленная государственными органами, подтверждает недостаточный уровень эффективности профилактических мер, направленных на снижение уровня молодежной преступности. Представляется, что в первую очередь это связано с подходами к отбору контингента, на который ориентированы соответствующие профилактические мероприятия как общефедерального, так и регионального и местного уровней.

В связи с этим участниками круглого стола предложено рассмотреть вопрос о расширении предмета деятельности Общероссийской общественно–государственной детско–юношеской организации «Российское движение школьников», созданной в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 года № 536, дополнив его осуществлением деятельности, направленной на профилактику правонарушений среди школьников.

В ходе обсуждения участниками круглого стола также была отмечена проблема отсутствия в образовательных организациях квалифицированных специалистов, ответственных за воспитание несовершеннолетних. Для решения данной проблемы рекомендовано в каждой образовательной организации для несовершеннолетних назначать педагогов, ответственных за воспитание несовершеннолетних, например, обеспечивающих организацию воспитательной и досуговой работы в форме сбора отрядов, товариществ и т.п.

Согласно статье 44 Федерального закона от 29 декабря 2012 года
№ 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья. Педагогические работники также осуществляют воспитание несовершеннолетних в ходе своей деятельности. Согласно статье 48 указанного Федерального закона одной из обязанностей педагогического работника является применение педагогически обоснованных и обеспечивающих высокое качество образования форм, методов обучения и воспитания.

В приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования») устанавливается должность педагога–организатора, в должностные обязанности которого входит в том числе организация работы детских клубов, кружков, секций и других любительских объединений, разнообразной индивидуальной и совместной деятельности обучающихся и взрослых. Также педагог–организатор способствует реализации прав обучающихся (воспитанников, детей) на создание детских ассоциаций, объединений. Организует вечера, праздники, походы, экскурсии; поддерживает социально значимые инициативы обучающихся, воспитанников, детей в сфере их свободного времени, досуга и развлечений, ориентируясь на личность обучающегося, воспитанника, ребенка, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей.

Анализируя вышеуказанные положения нормативных правовых актов, регулирующих вопросы организации воспитательного компонента в образовательном процессе, участники мероприятия пришли к выводу об утрате в современной школе функции воспитания, в том числе трудового.

Участники круглого стола отметили, что в качестве одной из мер, которая может действенно способствовать снижению уровня преступлений и правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, могло бы явиться снижение возраста привлечения несовершеннолетних к уголовной и административной ответственности. При этом выработка соответствующих законодательных предложений должна быть осуществлена с учетом принципа соизмеримости мер воздействия на несовершеннолетних правонарушителей с особенностями личности правонарушителя и обстоятельствами правонарушения, общественной опасностью последствий деяния.

В то же время участники круглого стола отметили, что повышение возраста привлечения несовершеннолетних делинквентов к ответственности не должно подменять систему мер профилактики преступности. В этой связи участниками мероприятия рассмотрена деятельность субъектов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних на предмет ее эффективности и результативности.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120–ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – Федеральный закон
№ 120–ФЗ) в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, учреждения уголовно–исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно–исполнительные инспекции).

Исходя из пункта 1 статьи 11 Федерального закона № 120–ФЗ, функцией по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям, наделены комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, которые по общему правилу создаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

По мнению участников круглого стола, необходимо дальнейшее развитие и совершенствование подходов к организации системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, в том числе деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в целом для обеспечениях сокращения подростковой преступности и предупреждения совершения несовершеннолетними правонарушений. В этих целях участники мероприятия рекомендуют рассмотреть вопрос о повышении ответственности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и установлении системы оценки эффективности и результативности их деятельности с измеримой шкалой индикаторов. В основу такой системы должны быть заложены не количество проведенных и планируемых профилактических мероприятий, а их конкретные результаты.

Также участники круглого стола отметили недостаточность мер, уделяемых на государственном уровне вопросам социального сопровождения несовершеннолетних, отбывших наказание, включая развитие системы социализации и ресоциализации лиц, осужденных к лишению свободы в несовершеннолетнем возрасте.

В настоящее время единый федеральный закон в данной сфере отсутствует. Многие из направлений развития системы органов, способствующих социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, полностью или частично находятся в ведении субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации, а также муниципальных образований. Часть вопросов, относящихся к предметам совместного ведения, субъекты Российской Федерации вынуждены решать самостоятельно, в отсутствие правового регулирования на федеральном уровне.

Участники круглого стола отмечают необходимость принятия такого закона на федеральном уровне. В соответствующем законопроекте предложено предусмотреть правовые, организационные принципы и основные направления оказания социальной помощи лицам, освобожденным от отбывания наказания, их правовое положение, а также компетенцию и обязанности государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в решении этих вопросов.

Недостаточно внимания, по мнению участников круглого стола, уделяется на государственном уровне вопросам предотвращения рецидивов преступлений, совершаемых несовершеннолетними лицами. В связи с этим обозначена необходимость формирования в субъектах Российской Федерации специальных комиссий, разработки и реализации программ, направленных на предотвращение рецидивов преступлений несовершеннолетних, координация и контроль за реализацией которых будет осуществляться федеральными органами государственной власти.

Для снижения уровня рецидивов преступлений несовершеннолетних, по мнению участников мероприятия, необходимо организовать обеспечение сотрудниками органов занятости и участковыми уполномоченными полиции информационно–консультативной и разъяснительной работы по вопросам социальной поддержки и социального обеспечения в отношении несовершеннолетних, к которым ранее было применено наказание в виде лишения свободы на определенный срок, а также к несовершеннолетним, подвергшимся другим мерам уголовно–правовой ответственности и находящимся в трудной жизненной ситуации.

В частности, как отметили участники круглого стола, наиболее актуальной и востребованной для несовершеннолетних, достигших шестнадцатилетнего возраста, может стать информация, содержащая разъяснение положений Закона Российской Федерации от 19 апреля
1991 года № 1032–1 «О занятости населения в Российской Федерации» и постановления Правительства Российской Федерации от 7 сентября
2012 года № 891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы». Так, разъяснению подлежат положения о праве на получение пособия по безработице; о возможности профессионального обучения и дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости; о праве граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, безработных граждан – на участие в оплачиваемых общественных работах.

Согласно пункту 37.22 Наставления по организации деятельности участковых уполномоченных полиции, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 декабря
2012 года № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 марта 2013 года, регистрационный № 27763), к обязанностям участкового уполномоченного полиции относится участие в пределах компетенции в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Участники круглого стола полагают целесообразным дополнение перечня полномочий (обязанностей) участкового уполномоченного полиции, определенного в указанном Наставлении, обязанностью участковых уполномоченных полиции вести информационную и разъяснительную работу с несовершеннолетними, к которым ранее было применено наказание в виде лишения свободы на определенный срок, а также к несовершеннолетним, подвергшимся другим мерам уголовно–правовой ответственности и находящимся в трудной жизненной ситуации. В частности, разъяснять жилищные и трудовые права, социальные гарантии, предоставляемые несовершеннолетним.

Обсуждая важность и актуальность трудовой реабилитации делинквентных несовершеннолетних и ресоциализации несовершеннолетних, отбывших наказание в виде лишения свободы, участники круглого стола отметили потенциал и преимущества института наставничества в трудовой деятельности. Лица, пользующиеся авторитетом в обществе, добившиеся больших результатов в труде и своем деле, имеющие профессиональный опыт и готовые им поделиться, могут оказать позитивное влияние на несовершеннолетних и способствовать их приобщению к ценностям законопослушного общества, таким как: получение образования, трудоустройство и профессиональная реализация. Также отмечен потенциал волонтерского (добровольческого) движения, приобщение к которому несовершеннолетних должно способствовать их приверженности к общественно полезной деятельности.

На основании вышеизложенного Общественная палата Российской Федерации рекомендует:

Федеральному Собранию Российской Федерации рассмотреть возможность разработки и принятия в установленном порядке проектов федеральных законов, предусматривающих:

1) в качестве предмета регулирования – вопросы реабилитации и ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а также устанавливающего правовые, организационные принципы и основные направления оказания социальной помощи лицам, освобожденным от отбывания наказания, их правовое положение, а также полномочия государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в решении этих вопросов;

2) снижение возраста привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности за совершение тяжких и особо тяжких преступлений с учетом принципа соизмеримости мер воздействия на несовершеннолетних правонарушителей с особенностями личности правонарушителя и обстоятельствами правонарушения, общественной опасностью последствий деяния.

Правительству Российской Федерации для обеспечения снижения негативных последствий от деятельности преступных групп, вовлекающих несовершеннолетних в криминальные структуры, рассмотреть возможность разработки и внесения в установленном порядке в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона, предусматривающего внесение изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части включения в образовательный процесс образовательных организаций воспитательного компонента в духе традиционных российских духовно–нравственных ценностей, гражданственности и уважения к закону и нормам поведения, принятым в российском обществе, трудового воспитания и ремесленного труда обучающихся.

Правительству Российской Федерации совместно с высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) рассмотреть возможность в пределах установленной компетенции:

1. Разработки и реализации мер, в том числе нормативных правовых, обеспечивающих повышение ответственности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и установление системы оценки эффективности и результативности их деятельности с измеримой шкалой индикаторов. При этом при определении основы такой системы предусмотреть включения в систему индикаторов не количество проведенных и планируемых профилактических мероприятий, а их конкретные результаты.

2. В целях обеспечения трудовой реабилитации и ресоциализации несовершеннолетних, отбывших наказание в виде лишения свободы, внедрения института наставничества при трудоустройстве несовершеннолетних, отбывших наказание в виде лишения свободы, и несовершеннолетних, характеризующихся девиантным и делинквентным поведением.

3. Реализации мер, направленных на приобщение несовершеннолетних в волонтерское (добровольческое) движение и к общественно полезной деятельности, расширения охвата несовершеннолетних подобными мероприятиями.

4. Оказания содействия в объединении средств массовой информации в независимый саморегулируемый союз в целях анализа влияния производимых массмедиа продуктов на поведение несовершеннолетних, оценки контента на принятие несовершеннолетними лицами решений о намерении совершения преступления, правонарушения либо иного антиобщественного действия, а также рассмотрения жалоб потребителей контента на материалы (информацию), содержащие деструктивную информацию и способные оказать пагубное влияние на психическое и когнитивное развитие несовершеннолетних.

5. Оказания содействия в производстве и выпуске информационных продуктов, посвященных профилактике преступности, правонарушений и иных антиобщественных действий, совершаемых несовершеннолетними лицами, а также направленных на формирование у них позитивного законопослушного поведения и правовой культуры.

6. Оказания содействия в производстве и выпуске социальной рекламы, направленной на распространение приверженности общества к сохранению и приумножению традиционных российских духовно–нравственных ценностей как основы российского общества, воспитанию детей и молодежи в духе гражданственности и уважения к закону и нормам поведения, принятым в российском обществе.

Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству труда Российской Федерации, Федеральной службе по труду и занятости, высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) в целях снижения уровня рецидивов преступлений несовершеннолетних рассмотреть возможность разработки и совместной реализации программы, предусматривающей организацию обеспечения сотрудниками органов занятости и участковыми уполномоченными полиции информационно–консультативной и разъяснительной работы по вопросам социальной поддержки и социального обеспечения в отношении несовершеннолетних, к которым ранее было применено наказание в виде лишения свободы на определенный срок, а также к несовершеннолетним, подвергшимся другим мерам уголовно–правовой ответственности и находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе предусматривающей информирование о гарантиях государством реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Министерству внутренних дел Российской Федерации

Рассмотреть возможность:

1. Изучения и учета в пределах установленной сферы деятельности предложений участников круглого стола при выработке и принятии управленческих решений, направленных на осуществление полномочий в сфере профилактики и пресечения преступлений, совершаемых несовершеннолетними лицами.

2. Разработки проекта ведомственного правового акта, предусматривающего внесение изменений (дополнений) в приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 декабря 2012 года № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 марта 2013 года, регистрационный № 27763) в части введения обязанности участковых уполномоченных полиции вести информационную и разъяснительную работу с несовершеннолетними, к которым ранее было применено наказание в виде лишения свободы на определенный срок, а также к несовершеннолетним, подвергшимся другим мерам уголовно–правовой ответственности и находящимся в трудной жизненной ситуации. В частности, разъяснять жилищные и трудовые права, социальные гарантии, предоставляемые несовершеннолетним.

Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки в пределах установленной компетенции в рамках участия в исполнении государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (статья 20 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436–ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»), рассмотреть возможность обеспечения в установленном порядке:

– активизации деятельности и консолидации совместных усилий в целях своевременного выявления фактов распространения материалов и информационной продукции, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, и принятия предусмотренных законом мер в отношении такой продукции и ее распространителей;

– сокращения рисков, связанных с причинением информационной продукцией вреда здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию несовершеннолетних лиц;

– иных мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних.

Федеральному агентству по делам молодежи как учредителю Общероссийской общественно–государственной детско–юношеской организации «Российское движение школьников» рассмотреть возможность вынесения от имени Российской Федерации  на рассмотрение Съезда Общероссийской общественно–государственной детско–юношеской организации «Российское движение школьников» предложения об изменении пункта 2.2 устава организации, предусматривающего закрепление в качестве предмета деятельности также участие в осуществлении деятельности, направленной на профилактику правонарушений среди школьников.

Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) совместно с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и уполномоченными по правам ребенка в субъектах Российской Федерации рассмотреть возможность принятия мер в целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства в связи с реализацией Указа Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства», в том числе в пределах установленной компетенции:

– обеспечение защиты ребенка от всех видов дискриминации, соблюдение его интересов, уважение его чести и достоинства, гуманное отношение;

– усиление защиты личных и имущественных прав детей и подростков;

– создание системы реабилитации несовершеннолетних, освобожденных из мест лишения свободы;

– обеспечение полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития несовершеннолетних лиц и т.д.

Общероссийским обязательным общедоступным телеканалам «Первый канал» (открытое акционерное общество «Первый канал»), «Телеканал «Россия» (Россия-1)» (федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания»), «Российский информационный канал «Россия-24» (Россия-24)» (федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания»), «Телеканал «Общественное телевидение России» (автономная некоммерческая организация «Общественное телевидение России»), «ТВ ЦЕНТР – Москва» (открытое акционерное общество «ТВ Центр»), общероссийским обязательным общедоступным радиоканалам «Вести ФМ» (федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания»), «Маяк» (федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания»), «Радио России» (федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания»), общероссийским государственным периодическим печатным изданиям «Российская газета», «Парламентская газета» в целях обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних и выработки совместной редакционной политики в отношении информационных продуктов, которые могут оказать воздействие, в том числе косвенное, на несовершеннолетних лиц, рассмотреть возможность:

1. Объединения в независимый саморегулируемый союз в целях анализа влияния производимых массмедиа продуктов на поведение несовершеннолетних, оценки контента на принятие несовершеннолетними лицами решений о намерении совершения преступления, правонарушения либо иного антиобщественного действия, а также рассмотрения жалоб потребителей контента на материалы (информацию), содержащие деструктивную информацию и способные оказать пагубное влияние на психическое и когнитивное развитие несовершеннолетних.

2. Увеличения доли информационных продуктов, посвященных профилактике преступности, правонарушений и иных антиобщественных действий несовершеннолетних лиц, а также направленных на формирование у них позитивного законопослушного поведения и правовой культуры.

3. Увеличения в пределах установленной Федеральным законом от 13 марта 2006 года № 38–ФЗ «О рекламе» квоты объема социальной рекламы, направленной на распространение приверженности общества к сохранению и приумножению традиционных российских духовно–нравственных ценностей как основы российского общества, воспитанию детей и молодежи в духе гражданственности и уважения к закону и нормам поведения, принятым в российском обществе.

[1] Рекомендации Общественной палаты по итогам круглого стола на тему: «Состояние преступности среди молодежи и меры профилактики» (исх. Общественной палаты от 3 мая 2018 года № 6ОП–2/894) направлены в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Совет Безопасности Российской Федерации, Генеральную прокуратуру Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Федеральную службу безопасности Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации, Федеральную службу исполнения наказаний, Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по делам молодежи.

[3] Рекомендации Общественной палаты по итогам круглого стола на тему: «Состояние преступности среди молодежи и меры профилактики» (исх. Общественной палаты от 3 мая 2018 года № 6ОП–2/894) направлены в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Совет Безопасности Российской Федерации, Генеральную прокуратуру Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Федеральную службу безопасности Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации, Федеральную службу исполнения наказаний, Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по делам молодежи.


Новости Протвино в соцсетях:

Фейсбук – ВКонтакте – Одноклассники – Твиттер – Инстаграм