Протвино. Новости

Яндекс.Погода

четверг, 14 декабря

пасмурно0 °C

Онлайн трансляция

Подведены итоги пожароопасного сезона 2014 года в лесном хозяйстве Московской области

30 окт. 2014 г., 12:22

Просмотры: 86


Завершившийся пожароопасный сезон 2014 года стал настоящей проверкой на прочность для системы охраны лесов от пожаров Московской области. Пожароопасный сезон 2014 года по погодным условиям сравним с 2010 годом, а по ряду показателей превосходит пожароопасные периоды 2010 и 2011 годов.

Завершившийся пожароопасный сезон 2014 года стал настоящей проверкой на прочность для системы охраны лесов от пожаров Московской области. Пожароопасный сезон 2014 года по погодным условиям сравним с 2010 годом, а по ряду показателей превосходит пожароопасные периоды 2010 и 2011 годов.

Раннее начало пожароопасного периода 2014 - первый пожар был зарегистрирован 13 апреля – существенно осложнилось из-за малоснежной зимы и малого количества осадков весной, что привело к отсутствию весеннего половодья в Подмосковье, что является крайне редкой ситуацией для региона. Вслед за малоснежной зимой и сухой весной последовало засушливое лето – в июле выпало всего 5% от месячной нормы осадков. По данным Гидрометцентра России, июль 2014 года оказался самым засушливым за всю историю наблюдений, то есть за 130 лет. Весной и летом погода установила ряд температурных рекордов – по максимальной температуре среднесуточной и максимальной на данный календарный день, опять-таки за весь период наблюдений.

Очень сильно сказалась на уровне пожарной опасности небывало сухая осень, что в сочетании с большим количеством грибников и охотников в лесах привело к большому количеству неконтролируемых палов сухой травы и лесных пожаров. Вопреки исторически сложившейся тенденции, сентябрь 2014 года оказался самым горимым месяцем пожароопасного периода, тогда как обычно пик лесных пожаров приходится на июль и начало августа. Только за сентябрь 2014 года возникло 163 лесных пожара, что составляет 34 % от общего количества лесных пожаров за весь пожароопасный сезон и в 1,6 раза превосходит июль 2014 года, когда было зафиксировано 100 лесных пожаров. Октябрь 2014 года оказался рекордным за последние пять лет – только в 2011 в Московской области были зафиксированы лесные пожары в октябре. Но если в октябре 2011 года было ликвидировано 3 лесных пожара, то в октябре 2014 года – 43 лесных пожара.

- При схожести погодных условий, ситуации 2010 года и 2014 года отличаются коренным образом, - отмечает Председатель Комитета лесного хозяйства Московской области Павел Олегович Кукушкин. - Нужно отметить, что сократилось время реагирования на один лесной пожар и его тушение. Если в 2010 году некоторые пожары тушились в течение 3 дней, то сейчас максимальная временная планка тушения лесного пожара составляет 3 часа. Оперативность реагирования на возгорание сократилась до 40 минут. То есть в промежутке от 40 минут до часа автоцистерна с экипажем, заправленная водой, должна стоять на месте любого лесного пожара. Все пожары ликвидируются в день обнаружения. Это с учетом того, что 43 % территории Московской области – это земли лесного фонда.

Если посмотреть на динамику лесных пожаров за последние пять лет, то становится видно, сто несмотря на сложные погодные условия, удалось не допустить нарастания количества пожаров, как это было в 2010 году.

Так, в апреле 2014 года ликвидировано 50 лесных пожаров, тогда как в апреле 2010 года – 65, в апреле 2011 года – 18, в апреле 2012 года – 3 лесных пожара, а в апреле 2013 года – только 1.

В мае 2014 года в лесах Московской области ликвидировано 40 лесных пожаров, тогда как в мае 2010 года – 215 лесных пожаров, в мае 2011года – 91 лесной пожар, в 2012 и 2013 годах – 26 и 12 лесных пожаров соответственно.

В июне 2014 года на территории лесного фонда Московской области ликвидировано 23 лесных пожара, тогда как в июне 2010 года 168 лесных пожаров, а в 2011, 2012 и 2013 года – 98, 4 и 2 лесных пожаров соответственно.

Июль, в силу климатических особенностей региона, обычно является наиболее горимым месяцем: в июле 2014 года на территории Московской области ликвидировано 100 лесных пожаров, тогда как в июле 2010 года – 1229 лесных пожаров, в июле 2011 года – 117 лесных пожаров, в 2012 и 2013 годах – 14 и 7 лесных пожаров соответственно.

В августе 2014 года в Московской области было ликвидировано 55 лесных пожаров, тогда как в августе 2010 года – 871 лесной пожар, в августе 2011 года – 126 лесных пожаров, в 2012 и 2013 годах – по 6 лесных пожаров.

Сентябрь 2014 года оказался рекордным по количеству лесных пожаров за последние пять лет – 163 лесных пожара, тогда как в сентябре 2010 года – 50 лесных пожаров, в сентябре 2011 года – 17 лесных пожаров, в сентябре 2012 года – 2 лесных пожара, а 2013 году лесных пожаров в сентябре не зафиксировано.

Аномальная осень продолжилась и в октябре месяце, так только в первой половине октября возникло 43 пожара, что является беспрецедентным случаем за последние 10 лет. В октябре 2014 года на территории лесного фонда Московской области ликвидировано 43 лесных пожара, тогда как в октябре 2011 года – всего 3 лесных пожара, а в 2010, 2012 и 2013 годах в октябре лесные пожары на территории Московской области не зафиксированы.

Если посмотреть на результаты пожароопасного сезона в целом, то за пожароопасный период 2014 года на землях лесного фонда Московской области возникло 474 лесных пожаров, из которых 18 % - 89 пожаров – торфяные. Этот показатель аналогичен показателю 2011 года (470 пожаров) и составляет лишь 18 % от показателя 2010 года (2598 пожаров). В 2012 и 2013 годах на землях лесного фонда Московской области произошло 55 и 28 лесных пожаров соответственно.

Площадь, пройденная огнем, в 2014 году составила 171,2 га, (в том числе торфяных пожаров 68,71 га – 39 % от общей площади), что меньше в 2 раза, чем в 2011 году (311 га) и составляет менее 1 % чем в 2010 году (25355,0га). В 2012 и 2013 годах этот показатель составлял 19,06 га и 5,18 га соответственно.

Средняя площадь 1 лесного пожара в 2014 году составляет 0,36 га, что практически в 1,8 раза меньше показателя 2011 года (0,662 га) и всего лишь 3 % от средней площади 1 пожара в 2010 году (9,759 га). В 2012 и 2013 годах этот показатель составлял 0,346 га и 0,185 га соответственно.

С точки зрения географии, традиционно наиболее горимой оказалась восточная часть Московской области. На первом месте в 2014 году оказалось Ногинское лесничество - 121 лесной пожар, общей площадью 40,3 га. На втором месте Орехово-Зуевское лесничество - 70 пожаров, общей площадью 16,5 га. Третье место поделили Луховицкое и Виноградовское лесничества - 52 пожара общей площадью 48,2 га и 52 пожара общей площадью 10,9 га соответственно. Замыкают пятерку лидеров Шатурское - 48 пожаров на площади 14,6 га - и Клинское - 44

пожара на площади 8,5 га - лесничества. То есть 81,6% - 387 лесных пожаров из 474 - произошли на территории 5 лесничеств.

Причиной подавляющего количества лесных пожаров был и остается человеческий фактор – нарушение элементарных правил пожарной безопасности в лесах.

В осенний период основной причиной пожаров стало длительное отсутствие осадков, высокий класс пожарной опасности в лесах и наличие большого количества в лесах ягодников, грибников, а также охотников, в связи с открытием сезона охоты.

Ущерб, нанесенный лесными пожарами в 2014 году в денежном исчислении составил 5,95 млн. рублей, а затраты на тушение составили 11,5 млн. руб.

В течение пожароопасного сезона 2014 года за нарушение требований пожарной безопасности составлено 1476 протоколов об административном правонарушении (2013 год - 760, 2012 год - 92), привлечено к административной ответственности 1233 лица (2013 год – 529, 2012 год - 75), наложено административных штрафов в размере 29191,8 тыс. рублей (2013 год – 11474 тыс. рублей, 2012 год – 1836,4 тыс. рублей), по всем случаям возникновения лесных пожаров материалы направлены в органы дознания МЧС и органы внутренних дел.

Стабильная лесопожарная обстановка на территории Московской области была обеспечена в первую очередь своевременным выполнением профилактических противопожарных мероприятий в лесах. Основная часть противопожарных мероприятий была своевременно выполнена в первой половине пожароопасного сезона в 100% объеме.

Так, сотрудниками лесного хозяйства Подмосковья было установлено на территории лесного фонда 3000 шт. информационных аншлагов и панно, запрещающих знаков. На въездах в леса были установлены 100 шлагбаумов – для ограничения въезда в лес транспортных средств в период высокой пожарной опасности.

Содержание лесных дорог противопожарного назначения – их расчистка от валежника и кустарника, восстановление дорожного покрытия, подновление мостов - было выполнено в объеме 290,7 км. Эти дороги предназначены для оперативной переброски людей и техники к очагу пожара, для обеспечения патрулирования и выполнения противопожарных мероприятий.

В соответствии с государственным заданием и требованиями Лесного кодекса РФ было выполнено устройство противопожарных минерализованных полос и барьеров суммарной протяженностью 1942 км. Кроме того, был выполнен уход за ранее созданными противопожарными минерализованными полосами и барьерами - расчистка от травы и валежника, обновление – в объеме 3884 км.

В наиболее посещаемых населением местах лесного фонда для снижения риска возникновения лесных пожаров были организованы 1351 место отдыха – обустроенные площадки с беседками, костровыми местами, контейнерами для сбора мусора, ограниченные по периметру минерализованной полосой.

Заблаговременно было проведено контролируемое профилактическое выжигание в особо пожароопасных местах на общей площади 220 га.

Также была выполнена прочистка квартальных просек противопожарного назначения в объеме 1653 км (85 %), при плане - 1942 км. Просеки дополняют

лесные дороги и предназначены для оперативной переброски сил пожаротушения к очагу пожара, перевозки грузов противопожарного назначения и прохода лесопожарной техники. В ходе прочистки подрезаются нависающие ветви, выкашивается трава и кустарник на просеках, убирается валежник – так, чтобы ничто не мешало проходу техники.

Весь комплекс запланированных противопожарных мероприятий выполнен в полном объеме, за исключением прочистки просек, которые выполняются в плановом режиме и к середине ноября будут закончены.

С целью обеспечения постоянного контроля за лесопожарной обстановкой на территории Московской области в круглосуточном режиме функционирует региональная диспетчерская служба лесного хозяйства Московской области, осуществляющая прием и учет сообщений о лесных пожарах.

Вся информация о пожарной опасности в лесах и возникших лесных пожарах регистрируются в РДС, и передается в соответствующие заинтересованные ведомства и организации.

Действует единый федеральный номер лесной охраны 8-800-100-94-00 и местный подмосковный номер с теми же функциями 8-495-984-66-81. По этим номерам можно сообщить обо всех фактах нарушения лесного законодательства: несанкционированных свалках мусора, незаконных рубках, и в первую очередь, о возникновении лесных пожаров.

С начала 2014 года на единый номер лесной охраны поступило 318 обращений, в том числе по направлениям: охрана лесов от пожаров – 39; защита лесов (вредители и болезни) – 65; незаконные рубки – 122; загрязнение лесов (бытовой и строительный мусор) – 38; жалобы граждан – 7, иные – 47.

По всем обращениям приняты соответствующие меры, но необходимо отметить, что часть лесных пожаров была обнаружена именно благодаря своевременным звонкам граждан, что позволило оперативно их ликвидировать.

На сегодняшний день в целях осуществления контроля за лесопожарной обстановкой на территории Московской области используется четырехэлементная система мониторинга пожарной опасности в лесах:

Большую часть территории лесного фонда Московской области контролирует наземное патрулирование, которое охватывает – 1054,4 тыс. га. Наземное патрулирование выполняется по 128 утвержденным маршрутам, с общей протяженностью маршрутов патрулирования – 18 472,2 км.

Остальная территория лесного фонда Подмосковья охватывается авиационным патрулированием, в первую очередь труднодоступные участки на востоке области, насыщенные торфяниками. Зона авиационного мониторинга охватывает площадь 886,4 тыс. га, утверждено 7 маршрутов авиационного патрулирования лесов, из которых 5 маршрутов основных и 2 дополнительных, на случай высокой пожарной опасности.

На пожароопасный сезон 2014 года были своевременно заключены договора на аренду 6 самолетов и 1 вертолета для выполнения авиационного патрулирования лесов. Ежедневно осуществляется авиационное патрулирование лесов с привлечением 2 воздушных судов, а в период высокой пожарной опасности по условиям погоды привлекается до 4 воздушных судов.

Общий налет за пожароопасный период составил – 845 часов, что в 2,4 раза больше чем в 2013 году, когда налет составил 353 часа.

Третьим элементом мониторинга лесопожарной обстановки в лесах Московской области является недавно созданная система видеомониторинга лесных пожаров. В настоящее время на территории Московской области установлена 21 видеокамера в 6 лесничествах, которые охватывают 30 % площади земель лесного фонда - Шатурское, Луховицкое Орехово-Зуевское, Ногинское, Егорьевское, Московское учебно-опытное лесничества. До конца 2014 года планируется установить дополнительно 33 видеокамеры, что позволит охватить 70 % площади земель лесного фонда области. К концу 2015 года охват территории системой видеомониторинга составит 100%.

Четвертой составляющей системы контроля лесопожарной обстановки на территории Московской области является космический мониторинг лесных пожаров при помощи системы ИСДМ-Рослесхоз. Региональная диспетчерская служба лесного хозхяйства (РДС) осуществляет контроль за появлением на территории Московской области термоточек для выявления очагов лесных пожаров.

В случае выявления термоточки РДС оповещает диспетчера соответствующего лесничества, которое с целью подтверждения или опровержения информации направляет к месту обнаружения термоточки лесопатрульный комплекс.

Кроме того, были предприняты дополнительные меры, которые позволили обеспечить стабильную лесопожарную обстановку на территории Московской области и не допустить возникновения чрезвычайной ситуации.

Одной из таких мер стали четкие и однозначные нормативы, для анализа качества и эффективности тушения лесных пожаров, впервые разработанные и утвержденные в этом году. Первым и самым важным стало требование ликвидации пожара в течение первых суток с момента обнаружения. Вторым важным критерием стала площадь ликвидации лесного пожара, которая должна составлять не более 1 га. Для прибытия сил и средств пожаротушения на место лесного пожара был установлен срок - не позднее 1 часа после передачи информации об обнаружении лесного пожара, а для передачи информации о лесном пожаре в региональную диспетчерскую службу лесного хозяйства Московской области - не позднее 10 минут после получения информации об обнаружении возгорания.

Другой эффективной мерой стало создание при Комитете лесного хозяйства Московской области специальной группы по анализу качества и эффективности тушения лесных пожаров, которой рассматриваются все лесные пожары, дается оценка действий, осуществленных при тушении лесного пожара, делается вывод о положительных или отрицательных действиях сотрудников при обнаружении и тушении лесного пожара, а также об эффективности использования сил и средств задействованных на лесном пожаре, и даются конкретные рекомендации по устранению обнаруженных замечаний.

Так, в ходе работы данной группы были выявлены нарушения в части передачи информации о лесном пожаре в Региональную диспетчерскую службу Московской области, которые наблюдались в 11,2 % от общего числа пожаров (474

лесных пожара) и в 4,8 % случаев имеются нарушения по факту ликвидации лесного пожара с площадью более 1 га.

Важным фактором явилось то, что при высоком классе пожарной опасности по условиям погоды Комитетом лесного хозяйства Московской области ежедневно осуществлялось рассредоточение лесопожарной техники на территории наиболее пожароопасных мест вблизи торфяников и горельников, а также мест, часто посещаемых гражданами, с целью повышения оперативности реагирования на пожары.

Кроме того, сыграло свою позитивную роль своевременное введение ограничений на пребывание граждан в лесах на территории Московской области, и запрета въезда в леса транспортных средств. Приказами Комитета лесного хозяйства данные ограничения с начала пожароопасного сезона вводились 9 раз, последние ограничение действовало в период с 1 по 6 октября, что еще раз подчёркивает аномально засушливую осень этого года. Усиление мер по недопущению осложнения лесопожарной обстановки в лесах вводилось также 9 раз.

В качестве дополнительной и весьма эффективной меры, в лесничествах где установился IV класс пожарной опасности сотрудниками центрального аппарата Комитета лесного хозяйства и подчиненных организаций дополнительно проводилось усиленное патрулирование лесов в целях недопущения осложнения лесопожарной обстановки на территории лесничеств неоднократно в выходные дни.

В период действия ограничений на посещение лесов гражданами, сотрудниками лесного хозяйства совместно с территориальными органами МВД России, представителями муниципальных образований и общественных организаций проводилось патрулирование земель лесного фонда Московской области по недопущению нарушений требований пожарной безопасности в лесах и нарушений лесного законодательства.

Также, Комитетом лесного хозяйства впервые было инициировано введение ограничения доступа охотников в лесные угодья Московской области и проведения всех видов охоты. В течение пожароопасного сезона такой запрет вводился четыре раза.

Благодаря принятию всех перечисленных дополнительных мер удалось обеспечить стабильную лесопожарную обстановку на территории Московской области.

- Такие результаты, конечно, обусловлены очень хорошей подготовкой к пожароопасному сезону, - оценил работу лесников губернатор Московской области А.Ю. Воробьев. - Сейчас Московская область гораздо лучше готова к лесным пожарам, чем в 2010 году.

В части подготовки к следующему пожароопасному периоду необходимо отметить, что в настоящее время Комитетом ведутся работы по приобретению и размещению трех быстровозводимых модульных конструкций пожарно-химических станций на территории Ступинского, Луховицкого и Бородинского лесничеств. Срок окончания работ - декабрь месяц текущего года.

Также Комитетом продолжается реализация второго этапа создания системы видеомониторинга лесных пожаров на территории лесного фонда Московской

области. До конца года планируется установить 33 видеокамеры, что позволит обеспечить охват 70 % площади земель лесного фонда Московской области.

Ведется работа по созданию системы оперативного управления лесопожарными формированиями и соединениями, которая позволит эффективнее использовать имеющиеся противопожарные силы и средства.

В настоящее время, в соответствии с соглашением о предоставлении из федерального бюджета субсидии бюджету Московской области на приобретение специализированной лесопожарной техники и оборудования, Комитетом ведется работа по закупке специализированной лесопожарной техники.

В рамках данного соглашения Правительством Московской области предусмотрено софинансирование из регионального бюджета в размере 75 % от выделяемых федеральных средств. В настоящее время за счет региональных средств закуплено 9 единиц специализированой лесопожарной техники, также заключен контракт на поставку 1 единицы техники в рамках экономии. На средства из регионального бюджета приобретаются:

- универсальный лесной противопожарный комплекс (УЛПК – 1 ВЛ на базе трактора Беларус – 1221) в количестве 7 ед.

- мобильный пожарный комплекс (МПК – 0,8 на шасси УАЗ – 39094) в количестве 2 ед.

- По результатам проведенных аукционов образовалась экономия средств, в связи, с чем планируется закупить еще одну единицу мобильного пожарного комплекса.

За счет средств федерального бюджета заключены контракты на поставку 17 единиц лесопожарной техники, также в рамках образовавшейся экономии планируется закупить дополнительно 1 единицу техники. Перечень дополнительной техники согласован с ДЛХ ЦФО и Рослесхозом. В настоящее время в Правительстве Московской области проходит процедуру согласования проект Постановления о заключение дополнительного соглашения на приобретение специализированой пожарной техники Комитетом. Всего планируется приобрести 8 универсальных лесных противопожарных комплексов (УЛПК-1 ВЛ на базе трактора Беларус – 82.1), 8 мобильных пожарных комплексов (МПК-0,8 «Лесной патруль» на базе автомобиля УАЗ 39094) и 2 автоцистерны пожарные АЦ-0.8, на шасси УАЗ-39094.

По результатам проведенного аукциона образовалась экономия средств, по согласованию с департаментом лесного хозяйства по Центральному федеральному округу и с Рослесхозом планируется закупить одну единицу универсального лесного противопожарного комплекса.

Всего в 2014 году будет приобретено – 28 единиц техники, что позволит увеличить парк лесопожарной техники на 8 %. В настоящее время в лесным хозяйством Подмосковья используется 341 единица лесопожарной техники.

- Стоит отметить, что сейчас Московская область гораздо лучше готова к лесным пожарам, чем в 2010 году- комментирует Председатель Комитета лесного хозяйства Московской области Павел Олегович Кукушкин. - За это время в материально-техническое обеспечение наших пожарно-химических станций были вложены существенные средства как из федерального бюджета, так и из областного. Ежегодно приобретается специализированная противопожарная техника – это

автоцистерны, бульдозеры, тракторы, малые лесопатрульные комплексы и другое оборудование. Закупка указанной техники позволит своевременно выполнять запланированные профилактические мероприятия по противопожарному обустройству лесов, увеличить количество патрульных групп задействованных на обнаружение лесных пожаров в зоне наземной охраны, своевременно обнаруживать и оперативно тушить лесные пожары на минимальных площадях.

Однако, при проведении мероприятий по недопущению осложнения лесопожарной обстановки в лесах на территории Московской области лесники столкнулись с рядом проблем.

Первая проблема – это рассредоточение пожарной техники в наиболее горимые участки лесного фонда. Данные меры позволили обеспечить ликвидацию лесных пожаров на минимальных площадях и с наименьшими затратами на тушение. Однако в настоящее время в Лесном кодексе РФ рассредоточение техники не включено в мероприятия по предупреждению лесных пожаров, а значит выделение денежного финансирование на данные работы не предусмотрено.

Вторая проблема - в лесном законодательстве нет четкого указания по порядку исчисления затрат на выезд лесопатрульной или пожарной техники на сообщения о возникновении лесного пожара, либо угрозы распространения огня на земли лесного фонда, по результатам которого не подтверждается возгорание на землях лесного фонда. В связи, с чем непонятен порядок финансового обеспечения указанных денежных средств на осуществление выезда к месту неподтвержденного возгорания.

На 2015 год Комитетом лесного хозяйства Московской области запланировано несколько основных задач.

На первом месте стоит разработка планов тушения лесных пожаров и сводного плана тушения на 2015 год, подготовка лесопожарных сил к пожароопасному сезону 2015 года, и как следствие – своевременное выполнение в полном объеме запланированных объемов работ по охране лесов от пожаров в соответствии нормативами утверждёнными приказом Рослесхоза.

Другой важной задачей является размещение быстровозводимых модульных конструкций пожарно-химических станций в количестве трех штук в Виноградовском, Волоколамском и Ногинском лесничествах, а также создание двух новых пожарно-химических станций в Луховицком и Талдомском лесничествах, согласно плана развития пожарно-химических станций на территории Московской области в период с 2014-2015 годы, утвержденного приказом Комитета.

- Сейчас на территории Московской области 27 пожарно-химических станций, которые мы поэтапно модернизируем - шесть станций мы подготовили в прошлом году, три подготовим в этом. - комментирует Председатель Комитета лесного хозяйства Московской области Павел Олегович Кукушкин. - Для понимания скажу, что станции не модернизировали еще с советских времен.

Не менее важна и реализация последнего этапа создания системы видеомониторинга лесных пожаров на территории лесного фонда Московской области. В течение 2015 года планируется установить оставшиеся 25 видеокамер из 79, что позволит обеспечить охват 100 % площади земель лесного фонда Московской области. Параллельно с установкой третьей очереди камер видеомониторинга будет проводиться внедрение системы оперативного управления

лесопожарными формированиями и соединениями с использованием современных технологий и геоинформационных систем.

В 2015 году система оперативного управления лесопожарными соединениями и формированиями позволит обеспечить учет объектов мероприятий и ресурсов противопожарного назначения, реализовать оптимизацию прокладки маршрутов доставки сил и средств в район лесного пожара и прогнозирование развития и процесса тушения лесного пожара. Также система оперативного управления лесопожарными соединениями осуществляет оперативный учет лесных пожаров и картографическую поддержку управлениями силами и средствами тушения лесных пожаров.