Протвино. Новости

Яндекс.Погода

четверг, 14 декабря

пасмурно0 °C

Онлайн трансляция

Местное самоуправление: все аргументы - в пользу института руководителя администрации

23 июля 2014 г., 16:05

Просмотры: 212


Существует три модели формирования органов местного самоуправления городского округа. 1. Глава города избирается на прямых выборах и руководит администрацией. 2. Глава города избирается на прямых выборах и возглавляет Совет депутатов, администрацией руководит нанимаемый на конкурсной основе руководитель администрации. 3. Глава города избирается депутатами Совета из числа депутатов, входящих в состав Совета и избранных на прямых выборах.  Руководитель администрации проходит конкурсный отбор и работает на основе контракта. 
Для Московской области приоритетны те модели организации местного самоуправления, которые предусматривают внедрение института руководителя администрации, работающего по контракту. Руководитель администрации городского округа утверждается Советом депутатов по итогам конкурса. Кандидатов, подавших документы на конкурс, оценивает специальная комиссия, 50% которой формируется Советом депутатов, а 50% - Правительством области. 
Разделение представительных и исполнительно-распорядительских функций, как показывает практика, позволяет более эффективно решать хозяйственные вопросы и организовывать работу с населением, дает возможность качественно обновить кадровый состав местных администраций и деполитизировать местное самоуправление. 
На тех территориях, где необходимо решить сложные административно-хозяйственные задачи, снизить социальную напряженность и ограничить вмешательство «групп влияния» в вопросы, связанные с жизнедеятельностью города, предпочтительна третья модель формирования органов местного самоуправления. 
«Для ряда муниципалитетов закреплен принцип избрания главы из состава Совета депутатов. Я считаю, что это очень хорошая практика. Например, в Люберецком районе выборы главы проходят именно так. Почему хорошая? Очень просто. Жители на выборах голосуют за кого? Правильно, за человека! Хороший семьянин, добрый, веселый, обещает все проблемы решить? Да, голосуем. Профессионал он или нет, знает он свое дело, умеет он лоббировать интересы своего района? На эти вопросы жители ответов не знают. Но их знают депутаты. Депутаты тоже ведь заинтересованы выбрать из своего состава наиболее бойкого, эффективного, того, кто обеспечит интересы жителей. Ведь чем лучше город или район управляется – тем больше шансов переизбраться депутатам. Поэтому при выборах главы из состава Совета градоначальник как бы проходит двойной фильтр – его сначала выбирают жители, а потом – депутаты», - считает глава Люберецкого района Владимир Ружицкий.
Аргументы в пользу внедрения института руководителя администрации
1. Решение хозяйственных вопросов на профессиональной основе
От профессионализма, компетентности, опыта руководителя администрации зависит масса вопросов: от подготовки к отопительному сезону до градостроительной политики, от привлечения инвестиций до продвижения библиотек. 
В ходе предвыборной кампании и непосредственно в день голосования жители оценивают кандидата, прежде всего, как личность. Выигрывает тот, кто симпатичен избирателям, кто в большей степени разделяет их убеждения, представляется наиболее чутким и отзывчивым. Однако оценить профессиональные качества в режиме избирательной кампании практически невозможно. Механизм утверждения руководителя администрации страхует жителей от недостатка профессиональных знаний избранного главы. Конкурсные процедуры, которые проходят кандидаты в руководители администрации, позволяют провести профессиональный отбор, в полной мере оценить подготовку кандидата к этой работе.
2. Деполитизация местного самоуправления
В Московской области, как и по всей стране, идет большая работа по совершенствованию системы местного самоуправления, повышению эффективности управления территориями. В Подмосковье эти процессы неразрывно связаны с деполитизацией: разделением политических и административно-хозяйственных вопросов. Для эффективного решения вопросов местного значения необходимо сделать акцент на хозяйственной работе, а не на политической борьбе местных «групп влияния». 
«На территории Московской области должны быть обеспечены, в первую очередь, интересы жителей, общества, а не разнообразных политических сил, которые, к тому же, довольно часто ставят во главу угла коррупционные интересы. Фактически на многих территориях введен механизм двойного контроля. С одной стороны, избиратели выбирают лучшего кандидата на выборах и, как правило, он возглавляет представительный орган – Совет депутатов. 
Главная задача этого человека – представлять интересы населения, учитывать наказы и пожелания избирателей, формировать стратегию развития территории и следить за ее выполнением. С другой стороны, вторым гарантом качества работы местного самоуправления будет выступать руководитель администрации. Он будет освобожден от политических, представительских функций. Его будет отбирать уполномоченная конкурсная комиссия и здесь уже основным критерием станут не ораторское искусство, а профессионализм, преданность своему делу и интересам населения. То есть глава муниципалитета, наделенный представительскими функциями, выступает стратегом, контролером, идеологом, а руководитель администрации выступает исполнителем-«хозяйственником», профессиональным организатором и администратором», - отмечает Председатель Общественной палаты Московской области Шота Горгадзе.
3. Глава муниципалитета освобожден от административной нагрузки для работы с населением
Практика показывает, в условиях повышенной социальной или экономической напряженности, эффективное совмещение представительских и административно-хозяйственных функций невозможно. У главы города, занимающего пост главы администрации, не хватает ресурсов либо на выполнение своих представительских функций (встречи с жителями и общественными организациями, исполнение наказов избирателей, защита интересов города на региональном и федеральном уровнях и т.д.), либо непосредственно на хозяйственную работу, от которой фактически зависит жизнедеятельность города. 
Разделение функций руководителя администрации и главы города позволяет более эффективно организовать систему обратной связи в муниципальном образовании.
4. Обновление кадрового состава органов местного самоуправления
В Московской области существует запрос на кадровое обновление органов местного самоуправление. Конкурс на замещение должности руководителя администрации муниципального образования – один из инструментов, позволяющих привлечь высококвалифицированных специалистов из других отраслей. Участие в выборных процедурах требует больших ресурсов – временных, материальных. Для молодых квалифицированных управленцев, не принадлежащих к какой-либо группе влияния, победа на выборах весьма затруднительна. При этом в ходе конкурса оценивают сугубо профессиональные качества, а не публичность или материальные ресурсы потенциального кандидата. Это делает возможным привлечение компетентных молодых управленцев, которые в свою очередь способны сформировать профессиональную команду в администрации.
«Будем откровенны, есть территории, где местные власти ведут себя как феодалы, где процветает вседозволенность и коррупция. В таких муниципалитетах жизненно необходимо разорвать эту порочную круговую поруку, разрушить привычные схемы сменив модель формирования органов местного самоуправления. На некоторых территориях есть потребность в администраторе – руководителе администрации, который будет стоять над клановой схваткой, назначаться по конкурсу и заниматься решением хозяйственных вопросов», - отмечает председатель комитета по местному самоуправлению Московской областной Думы Александр Наумов. 
5. Успешный опыт внедрения института руководителя администрации в муниципалитетах Московской области
Практика найма по конкурсу руководителя администрации уже применена в нескольких муниципальных образованиях Московской области: в городском округе Домодедово, в Люберецком, Одинцовском, Раменском, Ступинском районах. Привлечение профессиональных управленцев позитивно сказалась на социально-экономическом развитии этих территорий: здесь успешно реализуются социальные программы и инвестиционные проекты, постепенно решаются накопившиеся проблемы, увеличиваются доходы бюджетов, а следовательно – возможности по обустройству муниципалитета, повышению качества его инфраструктуры, что ведет к улучшению качества жизни жителей.
Пресс-служба Главного управления территориальной политики Московской области