Протвино. Новости

Яндекс.Погода

суббота, 19 августа

ясно+15 °C

Онлайн трансляция

Проблемы и перспективы развития похоронного дела в Московской области

11 сент. 2014 г., 12:04

Просмотры: 60


10 сентября в Мособлдуме состоялся «круглый стол» на тему «Проблемы и перспективы развития похоронного дела в Московской области». Участники «круглого стола» отметили, что в Московской области ведётся довольно активная работа по улучшению организации процесса погребения и похоронного дела и укреплению материально-технической базы: пересматриваются подходы к ведению кладбищенского хозяйства, появляются новые виды и формы похоронного обслуживания. Вместе с тем, по признанию участников мероприятия, сфера похоронного дела в регионе имеет ряд проблем и вопросов, решение которых требует изменения как регионального, так и федерального законодательства.

10 сентября в Мособлдуме состоялся «круглый стол» на тему «Проблемы и перспективы развития похоронного дела в Московской области». Участники «круглого стола» отметили, что в Московской области ведётся довольно активная работа по улучшению организации процесса погребения и похоронного дела и укреплению материально-технической базы: пересматриваются подходы к ведению кладбищенского хозяйства, появляются новые виды и формы похоронного обслуживания. Вместе с тем, по признанию участников мероприятия, сфера похоронного дела в регионе имеет ряд проблем и вопросов, решение которых требует изменения как регионального, так и федерального законодательства.

Так, само качество содержания кладбищ вызывает существенные нарекания, в связи с чем в июле текущего года Губернатор Московской области поручил привести кладбища в надлежащее состояние. В рамках реализации поручения главы региона Правительство займётся разработкой порядка деятельности общественных кладбищ и крематориев – акцент здесь должен быть сделан на дифференцированных требованиях к кладбищам в зависимости от занимаемой площади. Также с 1 января 2015 года полномочия по определению порядка деятельности общественных кладбищ и крематориев закреплены за Правительством Московской области сроком на 5 лет – это позволит нормативно закрепить за органами местного самоуправления обязанности по надлежащему содержанию кладбищ. В дополнение к этим мерам рассматривается идея выбора единого оператора на выполнение работ по содержанию подмосковных кладбищ – пилотный проект планируется реализовать на примере муниципальных кладбищ городских округов Балашиха, Железнодорожный и Ногинского района.

Ещё одной проблемой является значительное количество недобросовестных и неквалифицированных фирм по оказанию ритуальных услуг: сегодня, чтобы организовать такую фирму, нет необходимости получать специализированные разрешительные документы (лицензии) – эту норму отменили более 10 лет назад. Такие фирмы работают исключительно из собственных экономических соображений, в результате чегородственникам умерших граждан часто навязываются расширенные пакеты ритуальных услуг по произвольно завышенным ценам, при этом качество оказания таких услуг не соответствует заявленному. Высок уровень коррупции и «теневой» деятельности: довольно распространена практика продажи информации о смертях, распродажа мест захоронения.

В рамках решения проблем в сфере оказания ритуальных услуг участники «круглого стола» рассмотрели предложение о создании на территории Московской области Единой информационно-аналитической системы оказания ритуальных услуг. Данная система предполагает, что все учреждения здравоохранения, органы ЗАГС, органы полиции, уполномоченные органы местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела представляют информацию о всех фактах смерти, выдачи свидетельств о смерти, разрешений на захоронение и т.п. По признанию многих выступающих, такая система нужна, однако необходимо тщательно разработать механизм её функционирования на территории всех муниципальных образований региона.

Размещение новых кладбищ или расширение (реконструкция) существующих также представляется для Московской области существенной проблемой – в муниципалитетах отмечается серьёзный дефицит земель для этих целей. Причём в большей степени это касается муниципальных образований, расположенных в пределах 40-50 км от МКАД: в силу активной застройки там практически не осталось земельных участков, пригодных для размещения объектов похоронного значения. Однако для решения данного вопроса сегодня в рамках государственной программы «Предпринимательство Подмосковья» создана подпрограмма «Развитие потребительского рынка и услуг Московской области». Подпрограммой предусмотрено  строительство 11 межмуниципальных и 3 межпоселенческих кладбищ для нужд муниципальных образований Московской области, испытывающих дефицит в местах захоронения и не имеющих на своей территории свободных земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, пригодных для размещения кладбищ.

При этом в обязанности органов муниципальной власти Московской области входит выделение бюджетных средств на содержание кладбищ, их ограждение, проведение мероприятий по оформлению права собственности на земельные участки под кладбищами, содержание и благоустройство воинских захоронений и мемориалов «Вечный огонь», а также на обеспечение граждан на кладбищах минимальным набором услуг.

Эти и другие высказанные на «круглом столе» предложения, коррективы существующих положений ещё подлежат дальнейшему обсуждению: в дальнейшем они могут быть внесены в проект закона Московской области «О внесении изменений в Закон Московской области «О погребении и похоронном деле на территории Московской области».

На сегодняшний день на территории Московской области размещено 1589 муниципальных кладбищ, из которых 1342 – сельские. 1188 кладбищ открыто для захоронений. Общая площадь земельных участков под кладбищами составляет более 5 тыс. га.

Ежегодно на территории Московской области захоранивается около 100 тыс. человек, из которых около 45% подзахораниваются в уже существующие могилы, а остальные 55% - в новые, в результате в регионе ежегодно появляется не менее 25га новых захоронений. Ритуальные услуги в муниципальных образованиях Московской области оказывают 141 специализированная служба по вопросам похоронного дела и 292 других хозяйствующих субъекта.

10621 руб. – такова в 2014 году рекомендованная стоимость тарифов на ритуальные услуги, входящие в гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемые на платной основе специализированными службами по вопросам похоронного дела на территории Московской области. По сравнению с прошлым годом стоимость тарифов возросла на 4,8%.

Существует социальное пособие на погребение – оно выплачивается гражданам из бюджета Московской области. В 2014 году размер пособия составляет 5002,16 руб. – на 4,77% больше, чем в 2013 году.

С начала 2014 года в муниципальную собственность было оформлено 606 кладбищ, что на 63% больше, чем в прошлом году – тогда за весь год было оформлено 372 кладбища.

В работе «круглого стола» принимали участие депутаты Мособлдумы: заместитель председателя Мособлдумы Никита Чаплин, председатель Комитета по вопросам аграрной политики и потребительского рынка. Александр Шаров, заместитель председателя Комитета по вопросам имущественных отношений, землепользования, природных ресурсов и экологии Алла Качан, член Комитета по вопросам аграрной политики и потребительского рынка Владимир Пекарев, представители министерства потребительского рынка и услуг Московской области, администраций муниципальных образований региона, предприятий похоронной отрасли Московской области.