Яндекс.Погода

вторник, 24 ноября

пасмурно+2 °C

«Катастрофа» для малых и средних предпринимателей в сфере мусорного бизнеса? Или наведение порядка?

11 нояб. 2015 г., 12:37

Просмотры: 399


Наступающий 2016 год принесет с собой глобальные изменения в области обращения с отходами. Всем предприятиям, которые работают в сфере транспортирования отходов, даже те предприятия, которые транспортируют свои собственные отходы, имея всего одну машину, должны будут получить лицензию на этот вид деятельности до 1 января 2016 года Конкретно: нельзя будет заключить договор напрямую с полигоном и транспортировать туда свой мусор(неважно какой), не имея при этом лицензию на транспортировку или же у полигона тоже должна быть лицензия на транспортировку и он должен возить мусор.

Наступающий 2016 год принесет с собой глобальные изменения в области обращения с отходами. Всем предприятиям, которые работают в сфере транспортирования отходов, даже те предприятия, которые транспортируют свои собственные отходы, имея всего одну машину, должны будут получить лицензию на этот вид деятельности до 1 января 2016 года Конкретно: нельзя будет заключить договор напрямую с полигоном и транспортировать туда свой мусор(неважно какой), не имея при этом лицензию на транспортировку или же у полигона тоже должна быть лицензия на транспортировку и он должен возить мусор.

Различные аспекты данных изменений в законодательстве прокомментировал житель нашего города, генеральный директор ООО «Техно Лайн» Александр Рохман.

Все эти изменения в законодательстве изначально ставят перед предпринимательским сообществом невыполнимые условия. Субъекты малого и среднего бизнеса просто физически не успеют пройти лицензирование до 1 января 2016 года, как предписывает постановление. Что мы получаем в итоге – либо мусорный коллапс, либо абсолютный порядок в данной сфере деятельности. Третьего не дано. Ведь все идет к тому, что с 2016 года предприниматели, занимающиеся таким важным, я бы даже сказал, стратегическим делом, как обращение с отходами, окажутся вне закона, но, как известно, нет такого права – работать без разрешительных документов.

Давайте все-таки поподробнее остановимся на тех важных изменениях в законодательстве, которые уже вступили в силу или вступят с 1 января.

В настоящее время природоохранное законодательство находится в стадии активного реформирования, которое затронуло правовые нормы федерального законодательства, т.е. изменения происходят на самом высоком законодательном уровне. Поскольку федеральная политика в сфере охраны окружающей среды сейчас расписана в основном законе «Об охране окружающей среды» до 2020 года, то всем природопользователям необходимо сейчас основываться на трех основных федеральных законах, которые внесли изменения в законодательную систему: закон № 219-ФЗ от 21.07.2014, который внес изменения в Федеральный закон № 7 «Об охране окружающей среды», закон № 458-ФЗ от 29.12.2014, который внес изменения в Федеральный закон № 89 «Об отходах производства и потребления» и закон № 203-ФЗ от 29.06.2015, который внес поправки в оба перечисленных выше закона.

Но сегодня хотелось бы остановиться на такой теме, как лицензирование видов деятельности по обращению с отходами, которую также коснулись изменения. Так что же такое лицензирование?

Лицензирование – это деятельность лицензирующих органов (уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или их территориальные органы или органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование) по предоставлению, (переоформлению, продлению срока действия, аннулированию и т.д.) лицензий, (специальных разрешений на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности.)

За минувшие годы список подлежащих лицензированию видов деятельности по обращению с отходами неоднократно менялся. Отмена лицензирования по транспортированию отходов I–IV класса опасности привела к росту количества мест несанкционированного размещения отходов. И чтобы обеспечить экологически безопасное обращение с отходами, исключить рост несанкционированных свалок, в России принимают новые законы.

Так вот, 1 июля 2015 года вступила в силу ст. 16 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об отходах производства и потребления”», п. 2 которой предусматривает внесение изменений в п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а именно: до 30.06.2015 (включительно) лицензируемый вид деятельности в указанном пункте Федерального закона №99-ФЗ именовался как «деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности», а в соответствии с изменениями с 01.07.2015 – «деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности».

Как мы видим, изменения коснулись не только того, что теперь на все перечисленные виды деятельности необходимо будет иметь лицензию, так еще изменилась терминология, применяемая в области обращения с отходами. В ст.1.закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» определены формулировки всех этих видов деятельности. Например, вместо понятия «использование отходов» теперь введен термин «утилизация отходов», также добавлен дополнительный вид деятельности – «обработка отходов». Поэтому, если намерены заниматься оформлением лицензии, то необходимо тщательно ознакомится с новыми терминами, чтобы учесть все виды деятельности, на которые планируете получить разрешение.

Федеральный закон от 29.06.2015 203-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации внес изменения в ст. 23 Федерального закона № 458-ФЗ, установив три важных положения в правовом регулировании лицензирования деятельности по обращению с отходами I–IV классов опасности:

1) лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, выданные до 01.07.2015, сохраняют свое действие до 01.01.2019;

2) юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, вправе переоформить их на лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности;

3) юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I–IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 01.01.2016.

После 01.01.2016 осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

Так вот, все бессрочные лицензии, которые выдавались ранее, в одночасье оказались срочными, а предприятия, получившие лицензии недавно, будут вынуждены заново начать процесс лицензирования.

Примечательно, что новый закон это возврат к нормам, действовавшим два с половиной года назад, которые, в свою очередь, были упразднены в пользу упрощенных процедур для бизнеса. Нынешнее решение властей – шаг обратно к ужесточению контроля, чтобы навести порядок с вывозом отходов и размещению их в несанкционированных местах. 

3 октября вышло Постановление Правительства (№ 1062 от 03.10.2015) в котором утверждается «Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, осуществляемой юр. лицами или ИП». Оно вступило в силу 15 октября. В этом постановлении содержатся все лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также исчерпывающий перечень сведений, необходимых для переоформления лицензии. Что касается регламента согласования документов на получение лицензии по обращению с отходами, он остался прежним по срокам рассмотрения документов – 45 рабочих дней (ст 14. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Конечно, успеть получить или переоформить лицензию всем предпринимателям малого и среднего бизнеса, а также крупным предприятиям до 1 января (учитывая, что постановление Правительства о лицензировании № 1062 от 03.10.2015 вступило в силу 15.10.2015) практически нереально, ведь для начала необходимо получить санитарно-эпидемиологическое заключение, на согласование которого может уйти немало времени. Разве это не «катастрофа»?!

Генеральный директор ООО «Техно Лайн» Александр Рохман

Обсудить тему

Введите символы с картинки*